О диаспоре

                                                               История таджикской диаспоры в России

Этнические процессы в России в начале 21 века представляют собой сложную картину. Такие понятия как «нация», «народность», «этнос», «национальные меньшинства», «этническая группа», «этническая общность» и др., используемые в настоящее время для характеристики и анализа не охватывают всего многообразия национального развития.
Существует еще один фактор возникновения национальных диаспор в России - это результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности. Именно эти события породили таджикскую, грузинскую, азербайджанскую и многие другие диаспоры постсоветского пространства. Часть этих самых диаспор стали основой для консолидации сил по сохранению национальной культуры, другие – по усилению связей со своей Родиной.
Национальные диаспоры являются базовым фактором межнациональной стабильности в России. Кроме того, это уникальный инструмент по формированию взаимовыгодного сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья. К сожалению, этот потенциал диаспоральных организация используется не рационально. В сфере гуманитарного обмена реализуется не в полной мере. Порой очень сложно охватить весь спектр сотрудничества с зарубежными странами, связанными в первую очередь с политическим, экономическим, миграционным, информационным и другими аспектами. Такие проблемы и создают почву для противоположности национальных диаспор, в частности это наблюдается в таких общинах как таджикская, кыргызская, армянская, азербайджанская грузинская и др. 1
Самая многочисленная диаспора таджикистанцев на сегодняшний день находится в России. Водворение таджикских диаспор на территории современной Российской Федерации имеет многовековую историю. Россия из числа христианских стран мира является единственной, на территории которой таджики жили и живут, трудятся почти пятьсот лет, точнее 470 лет бок о бок с русскими и россиянами вместе.
Они поселились первоначально на территории Западной Сибири на берегах полноводных великих сибирских рек – Иртыш и Тобол со времен, так называемых «религиозных войн» между местными татарами и пришлыми 366 бухарскими шейхами и 1700 вооруженными конными их охранниками на берегах тех рек, с целью распространения ислама.
Поселение таджикских диаспор на территории России с конца 50-х гг. ХVI в., точнее с 1557 г. до настоящего времени имеет свои конкретные и отличительные друг от друга, своим содержанием, два этапа, которые охватывают досоветский период, т.е. до 1917 г. Первый этап охватывает период с конца 50-х гг. ХVI в. до начало 60-х гг. ХIХ в. т.е. до того времени, когда Бухарское ханство было самостоятельным. «Бухарцы» тогда одержали победу. Победа была закреплена и Кучумом, ставшим ханом Сибири. Первые таджикские поселения и первые мечети были основаны в это время. Второй этап охватывает время с середины 60х гг. ХIХ в до 1917 г. когда Бухарский эмират в результате одержанной Российскими войсками победы согласно соглашению, двух государств с 1868 г. становится вассалом России.2
«Тезики» или «бухарцы», в то время, поселились первоначально в городах Актюбинск, Тара, Тюмень, Томск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Уфа, Астрахань, Казань и др. В середине ХIХ в пределах Западной Сибири, в городах Тюмень, Таре и Тобольске – проживало свыше 9 тысяч «бухарцев». Кстати, большинство из них говорили в 1831 году на таджикском языке. О чем свидетельствует французский ученый Ю. Клапрот. В 1831г. в беседе с ученым жители сказали, что их родным языком ранее был персидский, а позднее он изменился под влиянием языка местных тюрков-татар.
Это подтверждается исследованием крупного татарского ученого одного из потомков бухарцев Сибири В.Т. Валеева. Он писал: «В литературе совершенно обойден вопрос о роли бухарцев-таджиков в формировании отдельных групп сибирских татар». В современной советской литературе по истории таджикского народа, также не затрагивался вопрос об исторических контактах таджиков, переселившихся в Сибирь с сибирскими татарами. Между тем таджики, состоявшие определенную часть бухарцев-переселенцев в Сибирь, несомненно, оказали влияние на развитие материальной и духовной культуры татарского региона, а также на их этническое развитие. О языке и культуре бухарцев говорилось и в статье В.Т. Валеевой и С.М. Исхакова.3
В то время русское правительство благосклонно относилась к бухарцам, переселившихся на постоянное жительство в Сибирь. Оно даже стимулировало это переселение разными льготами. Переселившихся на постоянное жительство в Сибирь «бухарцев» освобождали от оброков. В конце XVI в. «бухарским» купцам грамотой царя от 31 августа 1596 г. была представлена беспошлинная торговля.
Указ российского царя от 1644 г. давал бухарцам право проезда по русским городам и слободам вплоть до Архангельска и Астрахани, и свободу от суда, кроме уголовных дел. Одновременно правителям регионов Сибири было предписано всюду создавать для «бухарцев» необходимые условия, не чинить им препятствий и не наносить им вреда. В 1686 г. такое решение было издано повторно, на этот раз в обязанность правителей Соликамска, Холмогоров и других городов вменялось создание бухарским купцам всех условий для их стимулирования.
В марте 1721 г. они получили право пользоваться купленными землями и получили свободу от несения тягот и служб. В 1724 г. Петр I освобождает бухарцев от рекрутской службы «для их иноземчества и за доброхотный выезд в подданство».
В начале царствования Екатерина II, в 1764 г., русское правительство посчитало, что привилегии сибирских торговых бухарцев необходимо уменьшить, учитывая протесты русских купцов против этих льгот. Было предписано бухарцев «в ясак против прочих ясачных народов, а которые в платеже были по нынешнему их состоянию, окладам переложить». Но так как вскоре выяснилось, что в результате этого уменьшился приток среднеазиатских товаров, то правительства Екатерины II было вынуждено восстановить привилегии торговых бухарцев в Сибири указом 1787 г.4
Указ являлся ответом на протест «ташкентцев» по поводу решения Тобольского городского магистрата от 1785 г. Екатерина II в ответ на прощение выходцев Средней Азии не только подтвердила их привилегии, но и представила им новые льготы. Указ гласил: «Желая способствовать как умножению их жителей тамошнего края одноплеменными им выходцами из границы, так и распространению торговли с их прилегаемыми к той стране разными народами, повелеваем: оставить их на том самом основании, на каком они были до открытия там наместничества по новому образцу строения, позволяя им сверх того в Тобольске и других городах, где (ген., губернатор Е.П. Кашкин) признаете за лучшее и удобнейшее составить из них общество, словесные суды, покуда с умножением числа их могут и пожелают они сами иметь собственную ратушу, сообразно правилам, учрежденным нашим управлением губерний изображенных». Далее, обращение бухарцев и ташкентцев относительно земельных участков, также удовлетворялось. Каждому переселивщемуся отводилось пятнадцать десятин на душу казенной земли на избранными ими участке.
Кроме того, им выдавалось ссуда из государственной казни. Для дальнейшего привлечения переселенцев предписывалось «построить для них мечеть по тому плану и фасаду, который ее величеством отобран для построения мечети на линии для киргиз, казахов, на что и сумма потребления по исчислению в свое время осигнована будет». Значительное число бухарцев проживало и в г. Астрахань. В документах 1620-1628 гг. не раз подчеркивалось, чтобы местные воеводы хорошо устраивали приезжих восточных купцов, чтобы они впредь в Астрахань торговать ездили и беспрепятственно «пропустили их вверх по Волге». Следует отметить, что покровительственная политика восточных купцов выдавала протест русского купечества. В конце 70-х гг. ХVII в. они просили выслать иностранцев из России. Однако 27 февраля 1681 г. поступил указ «бухарцам и гилянцам, если они «похотят жить в Астрахани с жёнами и детьми».5
Таких примеров можно привести много. Но приведенные примеры красноречиво свидетельствуют от благосклонном отношении русских властей к таджикам и другим выходцам из Средней Азии.
Возникает вопрос, чем вызвано такое отношение российских властей к «бухарцам?» Конечно же, все это имело свои причины. Представленные русскими властями бухарцам многочисленные привилегии объясняются рядом причин. Одна из важных из них заключалось в строительстве в Западной Сибири новых городов на берегу реки Тура, Тюмень (1586), Верхотурск (1598), Туринск (1600), на реке Иртыш – Тобольск (1587), Тара (1594), на реке Обь – Березов (1592), Сургут (1594), Нарын (1596), на реке Том-Томск (1604) и т.д. Новые города следовало обустроить, обеспечить их как промышленными, так и продуктовыми товарами. В этих условиях приток «бухарцев», также как и других народов из Средней Азии и северо-западного Китая и т.д. был очень кстати, одной из серьезных причин представления льгот таджикам, являются незаурядные способности последних в торговле, достаточно значительное место занимала их роль в торговле этих регионов.
Следует констатировать, что в середине XVII в. на рынках Западной Сибири решающая роль в среде купечества России принадлежала «бухарским» купцам. Так, по сведениям крупного знатока истории Западной Сибири О.Н. Вилкова в.1632 году на их долю приходилось 78,3% торговли страны.
Петр I придерживался политики привлечения азиатских торговцев на жительство в Сибирь, стремясь с их помощью решить задачу усиления своей восточной политики. В его указе от 5 марта 1701 г. Было велено, чтобы бухарцам в Тобольске и других городах «за произвольный их выезд с пасадскими людьми тягло не платить и никакими службами их не утеснять».
Специалист по среднеазиатским купцам в Сибири В.П. Шпалтаков называет сибирских бухарских купцов «подвижными элементами нарождавщегося и утверждавшегося сибирского капитализма».
Учеными доказано, что бухарские ремесленники также, как купцы, оставили в Сибири заметный след в производстве ремесленных изделий, а в некоторых отраслях они были первооткрывателями, что видно на примере изготовление кожи. До появления здесь бухарцев, ташкентцев, её аборигены не имели представления об изготовлении кожи.
Предметы рукоделия бухарских женщин вызывали восхищение иностранных путешественников посетивших г. Тобольск в 60-х гг. XVII века.
Особую роль в духовной жизни народов Сибири и России в целом, играла интеллигентская прослойка таджикской диаспоры России – это крупнейшее медресе в бухарском поселке Ембаево в г. Тюмени; «Букварь арабского и татарского письма» изданный в Петербурге в 1802 г. составителями которого был Ният, Атомухаммедов Бухарско-Тюбенского уезда и, открытие бухарцами месторождения минерала, серебрянных, свинцовых и медных руд и т.д. и т.п.
Все это, бесспорно, сказалось на политике российских властей по вопросу привлечения таджикских диаспор к России и в предоставлении им широких прав и всевозможных льгот.
Таджикская диаспора в зависимости от их профессионального и социального положения налаживала свои контакты с русскими, россиянами вместе с которыми они проживали. Все это создавало благоприятные условия для проживания таджикских диаспор на территории России и подготавливало, тем самым, необходимые предпосылки для плодотворного таджикско-русского сотрудничества в будущем.
Особенно массовой миграция в Россию из Таджикистана стала в конце 1990-х годов. Первопроходцами массовой трудовой миграции из Центральной Азии стали жители Таджикистана, таджики по своей этнической принадлежности. Подтолкнула их к этому краткая, но чрезвычайно кровопролитная гражданская война 1990-годов. Массовый поток беженцев (это около миллиона человек только для стран СНГ) проложил дорогу для трудовых мигрантов. Послевоенная экономическая разруха и общая экономическая отсталость создали теперь уже долговременный и мощный выталкивающий фактор. Беженцы органично становились трудовыми мигрантами. Они довольно быстро сформировали миграционную инфраструктуру – от организации трафика до механизма оказания посреднических услуг в российских городах.6
Они сформировали свои нишу на рынке труда. В качестве новичков они не могли рассчитывать на стартовые возможности выходцев Кавказа, которые массово осваивали Сибирь еще с советских времен. Первые таджики трудовые мигранты начали все с нуля, практически на пустом месте. Поэтому они могли рассчитывать только на самые непривлекательные, грязные и низкооплачиваемые профессии и сферы занятости. Служащие, врачи, ученые, преподаватели, квалифицированные рабочие, люди со средним и высшим образованием становились чернорабочими. Таджикский грузчик на рынке, сезонный строительный рабочий становились типичными, даже знаковыми фигурами. Горожане, люди с образованием и профессией, опытом жизни и учебы за пределами родных мест первыми прокладывали пути, по которым затем двинулись их родственники и земляки.
Через несколько лет отчасти опираясь на созданную ими миграционную инфраструктуру, пришли жители Узбекистана, миграционный потенциал которого намного выше, чем у Таджикистана. И сейчас во многих российских городах (например, в Иркутске) они вышли на первое место по числу официально зарегистрированных трудовых мигрантов.
Первоначальная роль таджиков, их массово, повседневное и постоянное присутствие в жизни принимающего общества сформировало образ таджика. Само это слово наполнилось новыми смыслами. С одной стороны, оно осталось для жителей России привычным этнонимом и обозначением жителя Таджикистана (то, что сформировалось еще в советские времена). С другой - его распространяют теперь на всех выходцев Центральной Азии, приезжающих в Россию в поисках работы, преимущественно временной, сезонной. Оно практически стало синонимом слова «гастарбайтер», которое уже стремительно ворвалось в массовую языковую практику и стало общепринятым.
До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет из года в год. Увеличивающаяся таджикская диаспора в РФ, равно как и питающая ее трудовая миграция, дает своей этнической родине гигантские средства для осуществления любого государственного проекта. По некоторым данным это до $2,1 млрд. в год, что на 33% больше показателей, прошедших 3 лет, т. е. примерно 5 республиканских бюджетов. Ее роль становится еще более важной и многообразной, если оправдываются данные, собранные от руководителей таджикских диаспоральных объединений, которые оценивают численность таджикской диаспоры в России более чем, в 1 млн. человек. По некоторым данным, таджики в настоящее время стали самым многочисленным нероссийским этносом на территории РФ. По некоторым оценкам миссии ОБСЕ в РТ, до одной трети мигрантов из РТ старается закрепиться на территории РФ на постоянное жительство.
Многочисленные таджикские диаспоры сформировались за последние 16 лет и в некоторых других странах СНГ. По последним данным, в Казахстане она превышает 100 тыс, человек, а в Кыргызстане насчитывает от 35 до 50 тыс. (официально зарегистрировано -1 5 тыс. чел. таджикских мигрантов, прибывших в страну после 1991г.). Таджикская диаспора при таком развитии ситуации приобретет в РФ ряд привилегий и преференций в своей жизни и деятельности, что облегчается существующим до сих пор (единственным на настоящее время среди стран СНГ) межправительственным соглашением о двойном гражданстве. В первую очередь названные привилегии могут коснуться службы таджиков в вооруженных силах РФ, куда по замыслу руководства страны могут привлекаться граждане СНГ.
Процесс объединения таджикских общественных организаций России идет очень болезненно. Ни для кого не секрет, что экономический и политический потенциал трудовых мигрантов Таджикистана за последние годы привлекает внимание многих заинтересованных общественных и политических сил.
Как было сказано выше, в России по разным оценкам живет и работает от пятисот тысяч до полутора миллиона человек, выходцев из Таджикистана. Ежегодно трудовые мигранты отправляют от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Если учесть, что эта сумма составляет от 15 до 30% их дохода, то можно сделать вывод: мигранты зарабатывают от 6 до 8 миллиардов долларов, что соизмеримо с объемом ВВП Таджикистана.7
Поток мигрантов из Таджикистана в перспективе не уменьшится. Наоборот, он за последние годы имеет тенденцию к увеличению. Исходя из этого, трудовые мигранты Таджикистана становятся серьезным экономическим и политическим фактором, а использование их виртуального голоса для заинтересованных групп становится очень соблазнительным.
Первая общественная организация, которая была создана и зарегистрирована в 1989 г., это - Московское общество таджикской культуры «Согдиана». Учредителями этой организации тогда выступили студенты, аспиранты и представители таджикской интеллигенции, которые жили и работали в Москве. В течение нескольких лет, вплоть до массового исхода беженцев из Таджикистана в 1993 году в результате межтаджикского конфликта, «Согдиана» была единственной таджикской общественной организацией. Каждые два года согласно уставу, Совет проводил отчетно-выборные собрания, на которых избирались руководящие органы общества и его руководители.
Первым председателем этого общества был Раджаб Сафаров. Вскоре, согласно новому «Закону об общественных организациях», МОТК «Согдиана» было переименовано в Региональную общественную организацию «Таджикский культурный центр». Сегодня председателем этой организации является Хуршеда Хамрокулова. Она же является членом Президиума и руководителем рабочей группы по образованию Межнационального консультативного совета при Правительстве г. Москвы и членом Общественной Палаты г. Москвы.
В 2001 был создан «Фонд таджикской диаспоры». На протяжении 4 последующих лет эта организация выполняла ту миссию, которую, по сути, должны были выполнять органы власти Республики Таджикистан и Российской Федерации по отношению к таджикским мигрантам. А уже в 2003 году была основана «Народная лига «таджиков», 8 региональных отделений которой существуют по всей России. Самая крупная региональная организация расположена в Краснодарском крае, объединяющая более 20 тысяч таджиков.
Кроме того, отделения «Народной лиги «таджиков» созданы в более чем 7 регионах России, а также в ряде областей, таких как Воронежская область, Смоленская, Свердловская и т.д. Открыты они также в Санкт – Петербурге и Екатеринбурге.
Таким образом, во всех регионах России, где компактно жили и работали таджики, были созданы структуры, защищавшие права таджикских мигрантов. Крупные общественные организации возникли в городах: Санкт-Петербурге, Твери, Астрахани, Самаре, Краснодаре, Казани, Волгограде, Рязани и др.
Таджикские диаспоры играют очень большую роль в решении проблем в миграционной политике. С их помощью многие проблемы: вопросы регистрации, трудоустройства, проживания, социального обеспечения. В помощь мигрантам в некоторых крупных городах России открыты миграционные центры, например в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Санкт-Петербурге. Сотрудничество таджикских диаспор, миграционных центров в России и Миграционной службы МВД Республики Таджикистан позволяет совместно решать многие проблемы таджикских трудовых мигрантов.
Миграционная служба МВД Республики Таджикистан является координирующим центром и несет ответственность за реализацию государственной политики по трудовой миграции и объединяет всех к взаимовыгодному сотрудничеству. В этих целях и была разработана Стратегия трудовой миграции граждан Республика Таджикистана за рубеж на период 2011-2015 г.г. Стратегия представляет собой совершенно новый подход по обеспечению развития сферы миграции. Ни одно государственное учреждение не может решать проблемы трудовой миграции без координации и сотрудничества. Это необходимо делать согласовано, на межструктурной и межведомственной основе, с общей программой или планом действий в одном правильно направлении.8
Законопроект «О трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж» начали разрабатывать только в 2010 году, и в сентябре того года он был направлен на рассмотрение в правительство Республики Таджикистан. Документ предусматривает решение вопрос пенсионного, медицинского и правового обеспечения граждан выезжающих за границу в целях трудоустройства. После того как был принят закон мигранты теперь просто обязаны выполнять свои обязательства перед семьей, оставленной на родине. Законопроект также ставит ограничения на выезд некоторых категорий граждан Таджикистана на трудовую миграцию. К примеру, если человек обладает сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, подозревается или осужден за совершение этой службы, проходит действительную срочную воинскую службу – до завершения этой службы, недееспособен, то он не получит разрешения на выезд. В стране до этого уже действовал закон «О миграции», однако он не отвечал всем вопросам касательно трудовой миграции, в связи, с чем и было принято решение разработать отдельный закон «для трудовых мигрантов».
Таким образом, теоретический анализ позволяет нам сделать следующие выводы, в частности, в настоящее время область явлений, обозначаемых как «диаспора», заметно расширилась, а частота употребления этого термина существенно возросла. В связи с этим, смысл, вкладываемый в слово «диаспора», значительно изменился. Однако всё же большинство исследователей в наши дни склоняются к тому, что диаспора - это часть этноса, проживающую за пределами своего национального государства.
Диаспоры могут играть в экономике непропорционально большую по сравнению со своей величиной роль. Эта закономерность объясняется целым рядом причин, среди которых: - специфические трудовые навыки, присущие представителям диаспоры и отсутствующие у представителей окружающей внешней среды; - владение диаспорой непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов; - особенности социально-демографической структуры диаспор; - корпоративность диаспоры как преимущество в экономической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Идут ли инвестиции в область?...: 18.10.11
/ http://www.оп64.рф/pressroom/view/469-2011-10-18-10-46-23.html (дата обращения: 12.04.2012)
2. История Таджикской диаспоры в России// http://www.gazeta-bip.net/society/1360-2011-02-03-08-11-02 (дата обращения 16.02.2012)
3. История Таджикской диаспоры в России// http://www.gazeta-bip.net/society/1360-2011-02-03-08-11-02 (дата обращения 16.02.2012)
4. История Таджикской диаспоры в России// http://www.gazeta-bip.net/society/1360-2011-02-03-08-11-02 (дата обращения 16.02.2012)
5. История Бухарских евреев с древнейших времен до настоящего времени
(часть 2 )//http://mishmar.info/istoriya-buxarskix-evreev-s-drevneieshix-
vremen-do-nastoyashego-vremeni-chast-2.html
6. Миграция в России и в мире. Проблемы, тенденции, решения.// http://expatcenter.livejournal.com/75820.html (дата обращения: 13.03.2012)
7. Х.Мухаббатов: Краткая история формирования таджикских общественных организаций в России 22. 11 . 2007// http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1195729800
8. Миграционная служба при Правительстве Республики Таджикистан: http://www.migration.tj/

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В РОССИИ

политика, культура, искусство, общество, спорт, туризм, здравоохранение, трудоустройство, получение виз, выезд заграницу

КОНТАКТЫ ПОСОЛЬСТВА

ПОСОЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

подпишитесь на новости:

Фотогалереи