КУЛЬТУРА
Культура Таджикистана - это изящное и спокойное восточное миропонимание. Во
все времена таджики были привержены созиданию и творчеству, науке и просвещению,
почитали независимость и добрососедское существование, храня гордость, как
горные вершины и стойкость.
Корни культуры Таджикистана уходят в глубокую древность. На территории
Таджикистана сохранились остатки поселений 6-5 вв. до н. э., глинобитных и
сырцовых укреплений, найдены художественнее изделия из металла, камня, терракоты
I-го тысячелетия до н. э. Раскопки города Пенджикента обнаружили жилые и
культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру,
относящиеся к периоду формирования феодализма (VII -VIII вв). Наиболее
значительными из сохранившихся архитектурных памятников культуры Таджикистана
являются мавзолеи ХI - ХIVвв. находящиеся в с. Саят, в с. Мазари-Шериф,
памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе(ХVв). Наличие мечетей,
свидетельство исповедуемой религии- ислама. Накануне арабских завоеваний (в
начале VII века н.э.) основными религиозными культами, были зороастризм,
манихейство, буддизм и индуизм. Однако, все названные выше культы были
постепенно вытеснены исламом. После разделения ислама на суннизм и шиизм,
таджиками было выбрано первое направление.
Религия таджиков определила их стремление к познанию мира через науку,
литературу. Таджикский народ на протяжении тысячелетий бережно, как самое
дорогое достояние, хранил свой язык, передавая из поколения к поколению. Во
времена арабского ига завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык
покоренного народа - дари. Однако, после длительной и героической борьбы во
времена язык дари вновь обрел былую славу, на нем были созданы немеркнущие
шедевры художественной литературы, научные трактаты и
Период расцвета культуры Таджикистана, развитие науки, литературы, укрепление
государственных устоев приходится на время правления династии Саманидов, и в
особенности, одного из самых выдающихся ее представителей Исмаила Сомони.
Благоприятные условия, создаваемые для развития науки и культуры Таджикистана,
явились той почвой, на которой расцвел талант целой плеяды великих ученых,
поэтов, государственных деятелей. Лучшие сыны народа, цвет нации собрались во
дворце Саманидов, с которыми связан золотой век таджикской цивилизации. Сегодня
не только таджики, но и всё прогрессивное человечество гордится именами
родоначальника персидско-таджикской литературы у Рудаки, ученых - Авиценны,
Фирдоуси с его знаменитой героической эпопеей "Шахнаме", мудрого визиря Балъами.
Золотыми буквами вписаны в летопись человечества имена Саади, Гафиза,
Джалолиддина Балхи, Носира Хисрава и многих других. Трудно представить такие
науки, как астрономия, математика, естествознание, философия, без величайших
открытий и достижений Омара Хайяма, Ал-Беруни, Ал-Хоразми, Имома Тирмизи,
Закария Рози, Фороби и других.
Продолжателем традиций и одновременно основателем новой таджикской литературы
стал С. Айни, осветив различные аспекты истории, социальной, политической,
культурной и литературной жизни своего народа. Современную культурную жизнь
Таджикистана невозможно представить Государственного театра оперы и балета им.
Айни, таджикского театр драмы им. Лахути, Русского драматического театра,
Академии наук, государственных университетов, исторических музеев, музеев
изобразительных искусств, ботанических садов, и прочих культурных заведений.
Таджики - народ, сохраняющий национальные традиции в быту, одежде, еде. До сих
пор таджики ходят в национальных костюмах: мужчины в вышитых халатах и
тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, обязательно косынка,
а девушки по-прежнему заплетают по 40-60 косичек. А, собираясь за достарханом,
едят национальные блюда, такие как: чак-чак-чак, форель по-вахшски, кала поча и
другие не менее вкусные яства.