Нормативно-правовые акты

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы деятельности периодической печати, и других средств массовой информации, государственные гарантии их свободы и регулирует отношения, связанные с ними.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

информационные агентства - юридические лица, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, занимающиеся сбором, разработкой, подготовкой и публикацией информации;

  • убеждение - оценка, изложение точки зрения, комментарий, а также выражение мнения по отношению к явлениям, процессам или личности, которые не имеют подтверждающих заключений или отрицающих фактов:

массовая информация - сообщения, печатные, аудио-, аудиовизуальные материалы и другая информация о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, а также убеждениях, которые распространяются при помощи печатных, аудио- и видеосредств для широкого круга пользователей и потребителей;

  • аккредитация - регистрация представителей средств массовой информации в государственных органах или в соответствующих организациях для доступа к информации и её публикации;

  • средства массовой информации - периодическая печать а также информационные агентства, теле - и радиопередачи, кинохроники, записи, аудио- и аудиовизуальные программы, выходящие в эфир или распространяемые посредством кабельного телевидения не реже одного раза в год;

журналист - физическое лицо, занимающееся . сбором, редактированием и подготовкой информации и материалов для редакции средств массовой информации, связанное с этой редакцией трудовым договором или другими договорными отношениями и осуществляющее деятельности согласно предоставленным ему полномочием или являющееся членом профессионального союза журналистов;

типография – место, где выпускают печатные средства массовой информации;

- периодические издания – газеты, еженедельники, журналы, альманахи, сборники и бюллетени, имеющие постоянное название, текущий номер и входящие в печать в определенное время ( не реже одного раза в год);

- учредитель – физическое и (или) юридическое лицо, которое создает средство массовой информации и устанавливает порядок его деятельности;

-издатель- физическое и (или) юридическое лицо, осуществляющее выпуск периодического издания издания, в том числе выполняющее организационные, финансово- технические, технологические и другие условия по обеспечению его выпуска;

- распространитель средств массовой информации – физическое и (или) юридическое лицо, которое на основании договора с редакцией средства массовой информации распространяет его продукцию;

- опровержение - письменное требование физического и (или) юридического лица по поводу опровержения недостоверной информации, опубликованной в средствах массовой информации и унижающей его честь, достоинство и репутацию;

-редакция средств массовой информации- юридические и физические лица либо их организации (их подразделения), осуществляющие выпуск средства массовой информации;

- главный редактор (редактор) – лицо, руководящее средством массовой информации, и принимающее окончательное решение в отношении его выпуска;

- цензура- востребование государственными органами или их должностными лицами, другими физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно – правовой формы, от редакции средств массовой информации предварительного согласования материалов или информации, предназначенных для печати;

-ответ- письменное реагирование в средствах массовой информации физических и юридических лиц относительно недостоверной информации, нарушающей права и защищаемые законом интересы;

 

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан о периодической печати и других средствах массовой информации

Законодательство Республики Таджикистан о периодической печати и других массовой информации основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

 

Статья 3. Свобода периодической печати и других средств массовой

информации

  1. Периодическая печать и другие средства массовой информации в Таджикистане свободны.

  2. Каждый имеет право свободно добывать, получать и распространять информацию, выражать свои убеждения, распространять их в периодической печати и других средствах массовой информации в формах, установленных настоящим Законом.

  3. Всякое нарушение свободы периодической печати и других средств массовой информации лицом, должностными лицами государственных и общественных органов, в том числе вмешательство в профессиональную деятельность редакции средства массовой информации, незаконное приостановление и (или) прекращение её деятельности, согласно законодательству является основанием для привлечения к ответственности.

  4. Цензура и преследование за критику запрещены.

  5. В Республике Таджикистан согласно законодательству не допускается монополизирование периодической печати и других средств массовой информации.

Статья 4. Язык средств массовой информации

Средства массовой информации в Республике Таджикистан осуществляют свою деятельность на государственном и других языках в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Статья 5. Государственная поддержка средств массовой информации

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов средств массовой информации. Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется путем целевого выделения средств, финансовой помощи и в других видах государственной поддержки в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Статья 6. Недопустимость злоупотребления свободой слова

  1. Запрещается распространение сведений, содержащих государственную тайну или иную охраняемую законом информацию, информацию, призывающую к насильственному свержению или изменению конституционного строя, совершению уголовного деяния, разжиганию расовой, национальной, местнической, религиозной, языковой ненависти, к пропаганде войны, насилия, террористической и экстремистской деятельности, причинению вреда целостности и независимости государства, а также - пропаганда и реклама материалов и информации порнографического характера.

  2. Средства массовой информации несут ответственность за объективность и достоверность, распространяемой ими информации.



ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Статья 7. Право на учреждение средства массовой информации

  1. Граждане Республики Таджикистан и юридические лица имеют право учреждать средства массовой информации в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Таджикистан.

  2. Не имеют права быть учредителями средств массовой информации:

  • граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

  • политические партии, политические движения, организации и юридические лица, деятельность которых ограничена или запрещена законодательством Республики Таджикистан;

  • иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства;

  • юридические лица, уставной капитал которых состоит из более 25 процентов иностранных инвестиций.

  1. Средства массовой информации учреждаются в формах коммерческой и некоммерческой организации в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Таджикистан.

  2. Средства массовой информации, которые являются составляющей структурой и находятся в подчинении учрежденного юридического лица, организовываются и действуют без статуса юридического лица.

Статья 8. Учредительные документы средств массовой информации

  1. Учредительными документами средств массовой информации, которые организуются в форме коммерческой организации, являются учредительный договор и устав.

  2. Учредительными документами средств массовой информации, которые организуются в форме некоммерческой организации, а также коммерческих средств массовой информации, учреждаемых одним физическим и (или) юридическим лицом, является устав.

  3. Учредительный договор заключается между несколькими учредителями.

  4. В учредительном договоре указываются:

  • перечень (фамилия, имя, отчество) и местонахождение (место жительства) учредителей;

  • вид, название, язык, цель, тематическая направленность и периодичность учрежденного средства массовой информации;

  • организационно - правовая форма учреждаемого средства массовой информации;

  • объём и порядок формирования уставного капитала учреждаемого средства массовой информации;

  • источники финансирования учреждаемого средства массовой информации;

  • порядок распределения прибыли и возмещения ущерба, если средства массовой информации являются коммерческой организацией;

  • порядок приостановления и прекращения печати (выпуска) средства массовой информации; другие определения, предусмотренные законодательством.

  1. Устав редакции средства массовой информации утверждается учредителем (учредителями). В уставе указываются:

вид, название, язык, цель, тематическая направленность, периодичность и тираж средства массовой информации;

  • юридический адрес (местонахождение) редакции средства массовой информации;

  • права и обязанности учредителя (учредителей) и редакции средства массовой информации;

  • источники финансирования средства массовой информации;

  • порядок организации средства массовой информации;

  • порядок распределения прибыли и возмещения ущерба, если средство массовой информации является коммерческой организацией;

  • порядок приостановления и прекращения выпуска средства массовой информации;

  • порядок реорганизации и ликвидации средства массовой информации;

  • порядок принятия устава и внесения в него изменений и дополнений;

  • другие определения, предусмотренные законодательством.

  1. В случае, если средство массовой информации является структурным подразделением юридического лица, его деятельность организуется согласно положению, утвержденному высшим органом юридического лица.

Статья 9. Органы управления деятельностью средств массовой информации

  1. Органами управления деятельностью средств массовой информации, являются их учредители. Одновременно с учредительными правами и обязанностями, которые установлены законодательством Республики Таджикистан, учредитель средств массовой информации

обязан:

  • создать редакцию средств массовой информации;

  • определить программу и основное направление деятельности средств массовой информации;

  • заключить договор с редакцией средств массовой информации;

  • обеспечить выпуск средств массовой информации;

  • обеспечить соблюдение законодательства относительно средств массовой информации;

  • в связи со всеми уставными изменениями и организацией деятельности средства массовой информации и редакции своевременно представлять рапорт в государственный уполномоченный орган государственной регистрации юридических лиц и учёта средств массовой информации, принимать меры для официального оформления внесенных изменений.

  1. В договоре между учредителем и редакцией средства массовой информации определяется следующее:

  • права и обязанности учредителя и редакции средства массовой информации;

  • условия подготовки и выпуска средства массовой информации;

порядок финансирования деятельности средства массовой информации;

  • порядок создания, производственно-трудовых и социально-бытовых условий сотрудникам редакции средства массовой информации;

порядок двустороннего отношения с третьими лицами, привлекаемыми к деятельности редакции средства массовой информации;

  • обязанности сторон;

другие определения, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.

  1. Редакция средства массовой информации действует на. основе устава. Она может быть учредителем средства массовой информации. Деятельность редакции средства массовой информации строится на основе профессиональной независимости.

  2. Главный редактор (редактор) является руководителем редакции средства массовой информации. Главный редактор (редактор) назначается на должность и освобождается от должности решением учредителя средства массовой информации. Главный редактор (редактор) заключает договор с учредителем от имени редакции средства массовой информации. Главный редактор (редактор) действует на основании положений настоящего Закона, устава и договора между учредителем и редакцией средства массовой информации.

  3. Редакционная коллегия организуется согласно порядку предусмотренному уставом (положением) средства массовой информации. Главный редактор (редактор) является председателем редакционной коллегии.

  4. Учредитель или другое юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение средства массовой информации, может быть его издателями.

Статья 10. Государственная регистрация средств массовой информации

  1. Средства массовой информации и (или) их редакция, независимо от форм собственности, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан, проходят государственную регистрацию в качестве юридического лица.

  2. Целью государственной регистрации средств массовой информации в качестве юридического лица является официальное оформление юридической действительности об учреждении, реорганизации и ликвидации юридического лица и прекращении его деятельности, а также внесение сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  3. Государственная регистрация средств массовой информации в качестве юридического лица производится согласно законодательству Республики Таджикистан, регулирующему регистрацию юридических лиц.

  4. Ликвидация средств массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Статья 11. Государственный учёт средств массовой информации

  1. Государственный учёт средств массовой информации осуществляется государственным уполномоченным органом учёта средств массовой информации, который определяется Правительством Республики Таджикистан.

  2. Государственный учет средств массовой информации проводится с целыо ведения Единого государственного реестра учёта средств массовой информации, обеспечения прозрачности деятельности и защиты их интересов.

  3. Уполномоченный орган государственного учета средств массовой информации, независимо от форм собственности и организационноправовых форм, оказывает им государственную поддержку.

  4. Заявление о государственном учете средств массовой информации подаётся учредителем или лицом, уполномоченным учредителем и рассматривается в установленные сроки. Для постановки на государственный учет средств массовой информации взимается государственная пошлина в установленном размере.

  5. В заявлении о постановке на государственный учет средств массовой информации должны быть указаны:

  • сведения об учредителе:

  • название, язык (языки) и вид средств массовой информации;

  • цели и задачи; тематическая направленность;

  • территория распространения;

  • периодичность;

  • источник финансирования;

местонахождение (юридический адрес) средств массовой информации и их редакции;

  • тираж;

  • сведения о том, являются ли учредитель (учредители) и редакция средства массовой информации в других средствах массовой информации учредителем, уполномоченным директором, издателем, распространителем (с указанием объём вложений каждого из них в уставной капитал).

  1. К заявлению о постановке на государственный учёт средств массовой информации прилагаются копии следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  • устав средства массовой информации.

  1. Если средство массовой информации является некоммерческой организацией, а также, если учредителем коммерческого средства массовой информации является одно и то же физическое и (или) юридическое лицо, прилагать к заявлению учредительный договор не требуется.

  2. В случае изменения сведений и документации, указанных в части 5 настоящей статьи, после постановки на государственный учет средств массовой информации, средства массовой информации в установленном порядке должны пройти процедуру перерегистрации. В других случаях учредитель или редакция средства массовой информации обязаны в течение одного месяца письменно оповестить уполномоченный орган государственного учета средств массовой информации об указанных изменениях.

  3. Государственный учет средств массовой информации подтверждается свидетельством о постановке на учет средств массовой информации.

Статья 12. Распространение средств массовой информации без

учетной регистрации

  1. Государственные органы вправе публиковать и распространять свои официальные документы и бюллетени без учётной регистрации.

  2. Учебные и научные заведения вправе публиковать и распространять информационные материалы и документы, необходимые для их деятельности, без государственного учёта. Не требуется учёт деятельности, проводимой при помощи технических печатных средств материалов, подготовленных с помощью аудио- и аудиовизуальной аппаратуры, не предназначенных для распространения или материалов, копируемых как рукопись.

  3. При выпуске печатной продукции в количестве менее ста экземпляров, не требуется государственный учет средств массовой информации.

Статья 13. Имущественные и финансовые отношения учредителя, издателя и редакции средств массовой информации

Имущественные и финансовые отношения учредителя, издателя и редакции средств массовой информации устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и договором, заключенным между ними.

Статья 14. Средства массовой информации и право интеллектуальной собственности

Средства массовой информации при использовании материалов обязаны соблюдать законодательство Республики Таджикистан и международные правовые акты в сфере интеллектуальной собственности, признанные Таджикистаном.

Статья 15. Сведения о средствах массовой информации

  1. Каждый выпуск средства массовой информации должен содержать следующие сведения:

  • название средства массовой информации;

  • имя учредителя (учредителей) средства массовой информации;

  • фамилию, имя и отчество главного редактора (редактора);

  • порядковый номер выпуска и дату издания, для газеты - также дату подписания к печати;

  • индекс для периодических изданий средств массовой информации, которые распространяются посредством организаций связи;

  • тираж:

  • цену (в случаях продажи издания по коммерческой цене) или же - пометку «свободная цена» или «бесплатно»;

  • адрес средства массовой информации, издателя, типографии;

  • номер свидетельства государственного учета и название органа, выдавшего его.

  1. Организации телевидения и радио в начале каждой программы и во время беспрерывной теле- и радиотрансляции обязаны в течение суток не менее четырех раз объявлять название учреждения телевидения и радио.

Статья 16. Распространение средств массовой информации

Продукцию средства массовой информации распространяет непосредственно его редакция или, на основе договора и (или) другого законного средства - организации, распространяющие периодические издания, в том числе физические лица.

  1. Без указания сведений о средствах массовой информации распространение их продукции запрещается.

  2. Запрещается препятствовать распространению средства массовой информации, а также полностью или частично конфисковывать его, если по этому поводу отсутствует судебное постановление.

  3. Организации, распространяющие средство массовой информации не вправе отказаться от их распространения по причинам, противоречащим политическим убеждениям.



Статья 17. Хранение образцов распространенных сведений

Редакция средства массовой информации, издатель и типография могут хранить рукописи и опубликованные экземпляры после публикации сроком не менее одного года.



Статья 18. Право на написание ответа

Физическое и (или) юридическое лицо, о котором средство массовой информации опубликовало сведения, нарушающие его права и законные интересы, вправе опубликовать в том же средстве массовой информации свой ответ. Ответ после прибытия в редакцию средства массовой информации, должен быть опубликован не позже, чем в следующем номере. Статья 20. Основания для отклонения опровержения

  • Редакция средства массовой информации обязана отклонить публикацию опровержения в следующих случаях: если в тексте опровержения имеет место злоупотребление свободой

слова;

  • если опровержение противоречит постановлению суда, вступившему в законную силу;

  • если в опровержении не указаны фамилия, имя, отчество и не имеется подписи.

Статья 21. Рассмотрение судом заявления о публикации опровержения

В случае отказа в публикации опровержения или несоблюдения установленных сроков публикации указанного материала средством массовой информации, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в течение до одного года после публикации статьи.

Статья 22. Публикация официальных сведений

  1. Средства массовой информации, учрежденные государственными органами, обязаны публиковать официальные сведения этих органов.

  2. Средства массовой информации обязаны опубликовать постановление суда, вступившее в законную силу, о его безвозмездном опубликовании в этом же средстве массовой информации, в установленный срок.

ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 23. Право па получение информации

  1. Любое лицо имеет право на получение достоверной информации через средства массовой информации о деятельности государственных органов, организаций и их должностных лиц.

  2. Средства массовой информации имеют право на получение сведений от государственных органов, организаций и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. Государственные органы, организации и их должностные лица, передавая необходимую информацию средствам массовой информации, предоставляют благоприятные условия для ознакомления с документами.

  3. Государственные органы, организации и их должностные лица обязаны ответить на необходимую официальную информационную, критические и аналитические материалы средств массовой информации, не требующие дополнительного изучения в течение до трех рабочих дней после обращения или публикации (трансляции) соответствующей информации. Государственными органами, организациями и их должностными лицами безотлагательно предоставляется срочная информация, имеющая общественное значение, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну и других сведений, защищаемых законом и не требующая дополнительного изучения.

  4. Руководители государственных органов и организаций обязаны через соответствующее средство массовой информации ответить на критический и аналитический материал, связанный с их деятельностью и требующий дополнительного изучения, в срок не более двух недель после их опубликования (трансляции).

  5. В случае отказа руководителями государственных органов и организаций в предоставлении информации, представитель средства массовой информации может обратиться с жалобой в вышестоящие органы или в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Таджикистан, в суд.

  1. Статья 24. Отклонение и отсрочка в предоставлении информации Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен в случае, если она содержит сведения указанные в статье 6 настоящего Закона. Уведомление об отказе вручается средству массовой информации в течение трех дней после получения письменного запроса информации.

  2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации возможна, если предоставление требуемых сведений невозможно в течение трех дней. Уведомление об отсрочке вручается заявителю в течение трех дней после получения письменного запроса информации, с указанием причины отсрочки и срока предоставления информации.

  3. В случае отказа в предоставлении информации, средство массовой информации может обратиться в вышестоящий органы или, в соответствии с порядком, установленном законодательством Республики Таджикистан, в суд.

Статья 25. Использование авторских материалов и авторского творчества

  1. Средства массовой информации могут использовать авторское творчество с соблюдением авторского права.

  2. Никто не имеет право обязать средства массовой информации публиковать материал, отклоненный его редакцией, если законодательство Республики Таджикистан не предусматривает иной порядок.

  3. Во время публикации предоставленного материала допустимы сокращения и редактирование текста при условии, если не искажён изначальный его смысл.

  4. Публикация материалов из других средств массовой информации разрешается с обязательным указанием их источника и без искажения.

Статьи 26. Особые случаи неразглашения информации

  • Средства массовой информации и журналист не имеют права: указывать фамилию, имя и отчество лица, предоставившего информацию с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда этого требует суд;

разглашать информацию предварительного следствия без письменного разрешения прокурора, следователя или лица, ведущего следствие;

  • в своей информации выносить на обсуждение предварительный исход судебного процесса по конкретному делу, постановление по которому не вступило в законную силу;

  • без согласия несовершеннолетнего и его законного представителя публиковать информацию, касающуюся разглашения личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Статья 27. Защита источника, информации

  1. Журналист и редакция средства массовой информации не несут ответственность за разглашение источника информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

  2. Разглашение источника информации возможно только с согласия обладателя такой информации и (или) на основании постановления суда.

  3. Информацию, разглашённую в соответствии с решением суда, можно использовать только в целях, изложенных в постановлении суда. •.

ГЛАВА 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И АККРЕДИТАЦИЯ ЖУРНАЛИСТА

Статья 28. Права журналиста.

  1. Журналист имеет право:

  • искать, добывать, редактировать и публиковать информацию;

  • в связи с исполнением журналистских обязанностей беседовать с должностными лицами;

  • фиксировать любой факт, в том числе с применением, аудиовизуальных, технических средств, кино-и фотооборудования кроме случаев, запрещенных законом;

  • по предъявлению журналистского свидетельства присутствовать на специально защищаемых территориях природных катаклизмов, катастроф, территориях беспорядков и мест скопления граждан, а также в местностях, в которых объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях;

  • при проверке фактов и событий, связанных с полученными материалами, обращаться к специалистам;

  • отказаться от написания материалов, противоречащих его убеждениям;

  • публиковать информацию и подготовленный материал под своим и (или) под условным именем (псевдоним);

  • посредством журналисткой заявки иметь доступ для безвозмездного получения информации и к официальной документации, связанной с исполнением профессиональных обязанностей;

  • не подписываться под информацией, смысл которой, по его мнению, в процессе исправлений редакцией средства массовой информации был искажен:

  • предварительно оговаривать сохранение авторской тайны.

  1. Журналист пользуется также иными правами, предусмотренными законодательством Республики Таджикистан.

Статья 29. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

соблюдать устав деятельности редакции средств массовой информации, с которой вступил в трудовые отношения и действовать по его указаниям:

  • проверять достоверность полученной информации;

  • перед публикацией согласовать материал подготовленного интервью с его первоисточником;

  • удовлетворять желание лиц, передавших информацию о выражении их авторского мнения, если эта новость публикуется впервые;

отказаться от выполнения поручения главного редактора (редактора) или редакции средств массовой информации при условии, если оно (поручение) противоречит законодательству;

  • уважать права и свободы, законные интересы человека и гражданина, права и законные интересы организаций;

  • при выполнении профессиональной обязанности предъявлять свидетельство и (или) другой документ, подтверждающий его отношение к средству массовой информации.

  • не использовать средства массовой информации с целью вмешаться в личную жизнь, публикации заведомо ложной информации, информации оскорбляющей, оговаривающей, унижающей честь, достоинство репутация физических и юридических лиц.

Статья 30. Аккредитация журналистов средств массовой информации

  1. Средства массовой информации по согласованию с государственными органами и организациями, независимо от организационно- правовой и имущественной формы, могут аккредитовать в них своих представителей в качестве журналиста.

  2. Уполномоченный журналист имеет право принимать участие в заседаниях и других мероприятиях этих государственных органов и организаций, в соответствии с порядком, установленным

законодательством Республики Таджикистан. ознакомливатся со стенограммой, протоколом и другой документацией и по мере необходимости, копировать их.



ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 31. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество редакций средств массовой информации Республики Таджикистан осуществляется в порядке установленном законодательством Республики Таджикистан и в соответствии с международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

Статья. 32 Деятельность зарубежных средств массовой информации в Республике Таджикистан.

  1. Зарубежные средства массовой информации имеют право осуществлять свою деятельность в Республике Таджикистан. Эта деятельность проводится путем открытия филиалов, представительств и (или) аккредитации журналистов в РеспубликеТаджикистан.

  2. Филиалы и представительства зарубежных средств массовой информации, а также международные информационные агентства в Республике Таджикистан регистрируются и ставятся на учет в соответствии с порядком, установленном законодательством.

  3. Министерство иностранных дел Республики Таджикистан в соответствии с установленным порядком аккредитирует и аннулирует аккредитацию зарубежных корреспондентов.

ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Ответственность за несоблюдение настоящего Закона

Физические и юридические лица за несоблюдение настоящего Закона привлекаются к ответственности согласно законодательству Республики Таджикистан.

Статья 34. Случаи освобождения от ответственности

Главный редактор (редактор), а также журналист за распространение в средствах массовой информации сведений, не соответствующих действительности, освобождаются от ответственности в следующих случаях:

  • если сведения опубликована через печатные средства;

если сведения получены от информационных агентств и информационных служб государственных органов и организаций;

если сведения озвучены в выступлениях автора, посредством прямой трансляции

  • или выражены в текстах, которые в соответствии с настоящим Законом, не подлежат редактированию;

если сведения озвучены в официальных выступлениях государственных должностных лиц, в том числе членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан

Статья. 35. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан «О печати н других средствах массовой информации»

Признать утратившим силу Закон Республики Таджикистан от 14 декабря 1990 года «О печати и других средствах массовой информации» (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1990 г.', № 24, ст. 421; Ахбори Шурой Олии Республики Таджикистан, 1992 г., №10, ст. 144; №11, ст. 175; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1996 г., № 3, ст. 48, раздел XIII; 1997 г., №23-24, ст. 333, раздел VII; 1999 г., №12, ст. 335; 2002 г., №4, ч. 1, ст. 269).

Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон ввести в действие после его официального опубликования

 

Президент

Республики Таджикистан Эмомали Рахмон

19 марта 2013 года

№961

 

 

Положение об аккредитации корреспондентов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Таджикистан



Утверждено

Постановлением Правительства

Республики Таджикистан

от «27» января 1995 г. N 108

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об аккредитации корреспондентов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Таджикистан

 

I. Общие положения

 

1. В интересах свободного и широкого распространения всех форм информации, поощрения сотрудничества в области информации и обмена информацией с зарубежными странами, учитывая необходимость обеспечения журналистам и другим работникам средств массовой информации правовой защиты и благоприятных условий для осуществления их профессиональной деятельности, соблюдения положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и последующих документов СБСЕ по сотрудничеству в области информации и гуманитарной сферы, на территории Республики Таджикистан разрешается деятельность иностранных корреспондентов.

Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Республике Таджикистан иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Республики Таджикистан, Законом Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации" и другими актами законодательства Республики Таджикистан, а также настоящим Положением.

2. Термин «иностранные корреспонденты» означает корреспондентов средств массовой информации (агентств, газет, журналов, других периодических изданий, издательств, радио, телевидения) иностранных государств, которые аккредитуются в Республике Таджикистан.

3. В качестве иностранных корреспондентов могут быть аккредитованы граждане иностранных государств, граждане Республики Таджикистан, а также лица без гражданства.

 

II. Открытие корреспондентского пункта иностранного

средства массовой информации

и аккредитация иностранных корреспондентов

 

4. Аккредитация иностранных корреспондентов в Республике Таджикистан производится Министерством иностранных дел Республики Таджикистан в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации", если иное не предусмотрено международными договорами Республики Таджикистан.

5. Обращение по поводу открытия корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации, постоянной или временной аккредитации иностранных корреспондентов направляется в письменной форме руководством заинтересованного средства массовой информации в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан.

Обращение в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан об открытии в Республике Таджикистан корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации, аккредитации иностранного корреспондента включает в себя письмо на официальном бланке средства массовой информации за подписью руководства данного средства массовой информации или дипломатическую ноту представительства соответствующей страны в Республике Таджикистан, сведения о средстве массовой информации - биографию, справку о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии.

Кроме того, для граждан Республики Таджикистан при обращении в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан по этим вопросам требуется представление справки о постановке на учет в территориальных органах государственной налоговой службы Республики Таджикистан.

6. Решение об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации на территории Республики Таджикистан принимается Министерством иностранных дел Республики Таджикистан в сроки не превышающие одного месяца со дня получения соответствующего письменного обращения.

7. Решение о постоянной аккредитации иностранного корреспондента принимается независимо от его постоянного места проживания Министерством иностранных дел Республики Таджикистан в сроки не превышающие одного месяца со дня получения соответствующего письменного обращения. Аккредитованный иностранный корреспондент получает в Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан свидетельство о постоянной аккредитации со сроком действия до одного года.

8. Решение о временной аккредитации иностранного корреспондента принимается Министерством иностранных дел Республики Таджикистан в максимально короткие сроки, но не превышающие 15 дней со дня получения письменного обращения. По прибытии в Республику Таджикистан в Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан ему выдается свидетельство о временной аккредитации сро¬ком действия до 3 месяцев. Временно аккредитованными при Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан могут быть иностранные корреспонденты, прибывшие в Республику Таджикистан с целевым заданием своих редакций, а также журналисты прибывшие на подмену основного постоянно аккредитованного корреспондента в случае отпуска, болезни, командировки в другую страну последнего.

9. Членам семьи иностранного корреспондента выдается карточка члена семьи корреспондента иностранного средства массовой информации на тот же срок.

Члены семей постоянно или временно аккредитованных иностранных корреспондентов могут быть аккредитованы в качестве журналистов в случае письменного обращения руководства соответствующего средства массовой информации иностранного государства в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан.

10. За выдачу свидетельства об аккредитации иностранного корреспондента, в соответствии со статьей 13 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации", взимается регистрационный сбор.

Размер регистрационного сбора (тарифа) утверждается Министерством иностранных дел Республики Таджикистан по согласованию с Министерством экономики и внешних экономических связей Республики Таджикистан.

11. В случае утраты свидетельства об аккредитации иностранный корреспондент обязан сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. Вопрос о выдаче дубликата свидетельства об аккредитации иностранного корреспондента рассматривается в сроки, не превышающие 3 дней.

12. По окончании срока действия свидетельства об аккредитации иностранный корреспондент обязан сдать его в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан, либо обратиться в письменной форме с просьбой о продлении срока действия свидетельства об аккредитации не позднее, чем за 15 дней до истечения срока аккредитации. Аккредитованный иностранный корреспондент может быть переаккредитован на основании обращения руководства нового средства массовой информации. Решение о переаккредитации принимается в течении одного месяца.

13. Министерством иностранных дел Республики Таджикистан может быть отказано в аккредитации иностранному корреспонденту на основании статьи 12 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации".

14. Министерство иностранных дел Республики Таджикистан может прекратить аккредитацию иностранного корреспондента, если имеет место нарушение им законодательства Республики Таджикистан, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 33 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации", а также на основании статей 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах.

15. Министерство иностранных дел Республики Таджикистан может предпринять ответные меры в отношении корреспондентов средств массовой информации тех иностранных государств, где действуют ограничения в отношении журналистов Республики Таджикистан.

16. В случаях проведения в Республике Таджикистан международных и внутренних мероприятий (конгрессы, съезды, форумы, семинары и т.п.) с приглашением для их освещения иностранных корреспондентов, последние оформляют поездку по приглашению, получая визовую поддержку от Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Иностранные корреспонденты регистрируются при принимающих ведомствах и организациях, которые доводят до их сведения содержание настоящего Положения. После регистрации при принимающих ведомствах и организациях данная категория иностранных корреспондентов временно аккредитуется при Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан.

Журналистская деятельность иностранного корреспондента на территории Республики Таджикистан без его аккредитации при Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан в соответствии с настоящим Положением или после решения о прекращении его аккредитации влекут за собой ответственность, предусмотренную статьей 37 Закона Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации».

17. Не могут быть аккредитованы в качестве иностранных корреспондентов и зарегистрированы в качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аппаратов военных атташе, зарегистрированных в Республике Таджикистан представительств авиакомпаний, банков, торгово-промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками средств массовой информации Республики Таджикистан.

 

III. Основные права и обязанности

иностранных корреспондентов

 

18. Иностранные корреспонденты и члены их семей, имеющие иностранное гражданство, пользуются правами предусмотренными законодательством Республики Таджикистан и соответствующими международными документами, участником которых является Республика Таджикистан, а также оговоренными или согласованными на основе взаимности в двустороннем порядке с заинтересованными государствами.

19. Аккредитованные иностранные корреспонденты могут в соответствии с таможенными правилами, действующими на территории Республики Таджикистан, ввозить и вывозить предметы необходимые для обеспечения бытовых условий и осуществления профессиональной деятельности.

20. Аккредитованные иностранные корреспонденты при условии соблюдения установленного порядка перемещения предметов через таможенную границу Республики Таджикистан могут ввозить и вывозить печатные и рукописные материалы, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.

21. Иностранные корреспонденты имеют право на свободную передачу своих материалов, радио-, видео- и телеинформации, исключающее какую-либо их цензуру.

22. Аккредитованным иностранным корреспондентам гарантируется уважение их авторских прав и права на профессиональную тайну.

23. Аккредитованные иностранные корреспонденты и технические сотрудники корреспондентских пунктов, а также члены их семьи могут пользоваться услугами, предоставляемыми соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, осуществляющими обслуживание находящегося в Республике Таджикистан дипломатического корпуса.

В случае необходимости постоянно аккредитованным иностранным корреспондентам и их семьям соответствующими государственными органами Республики Таджикистан оказывается содействие в приобретении помещений для размещения корреспондентских пунктов, а также для жилья.

24. Аккредитованные при Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан иностранные корреспонденты и члены их семей могут приглашать в качестве личных гостей граждан иностранных государств. Решение визовых вопросов и вопросов легализации их пребывания в Республике Таджикистан осуществляется через Министерство иностранных дел Республики Таджикистан.

25. Аккредитованные иностранные корреспонденты имеют право на создание на территории Республики Таджикистан профессиональной ассоциации, действующей на основе утвержденного ее членами устава и в рамках, не противоречащих Закону Республики Таджикистан "Об общественных объединениях в Республике Таджикистан".

26. Иностранные корреспонденты в Республике Таджикистан призваны распространять объективную информацию о ее политической, социально-экономической и культурной жизни, уважать общепризнанные нормы журналистской этики.

27. Аккредитованные иностранные корреспонденты и члены их семей, пользуясь предоставляемыми им в Республике Таджикистан для осуществления профессиональной деятельности правами и льготами, обязаны уважать Конституцию Республики Таджикистан, соблюдать законы и другие нормативные акты Республики Таджикистан.

28. Аккредитованные в качестве корреспондентов (технических сотрудников) иностранных средств массовой информации граждане Республики Таджикистан пользуются статусом иностранного корреспондента (технического сотрудника) лишь при выполнении своих профессиональных функций.

 

IV. О доступе к источникам информации

 

29. В соответствии со статьей 31 Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации", а также международных документов, участником которых является Республика Таджикистан, иностранные корреспонденты при осуществлении своих профессиональных обязанностей могут свободно получать доступ к официальным, общественным, частным и иным источникам информации, имеют право на конфиденциальность информации и ее источника.

30. Аккредитованным иностранным корреспондентам обеспечивается доступ на официальные пресс-конференции, брифинги и, в случае необходимости, на другие мероприятия для представителей средств массовой информации Республики Таджикистан.

 

V. О передвижении иностранных корреспондентов

по территории Республики Таджикистан

 

31. Иностранным корреспондентам предоставляется право свободного передвижения по территории Республики Таджикистан, за исключением районов или объектов, для посещения которых требуется специальное разрешение Министерства иностранных дел Республики Таджикистан.

 

VI. Технические сотрудники и

обслуживающий персонал

 

32. Аккредитованные иностранные корреспонденты могут нанимать на работу в качестве технических сотрудников и обслуживающего персонала граждан Республики Таджикистан.

В качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации могут быть зарегистрированы лица независимо от их гражданства, работающие в корреспондентских пунктах в качестве продюсеров, редакторов, секретарей-переводчиков, специалистов по обслуживанию теле- и киноаппаратуры, средств связи.

Лица, выполняющие в корреспондентских пунктах иные виды деятельности, относятся к обслуживающему персоналу.

33. Аккредитованные иностранные корреспонденты могут нанимать на работу в качестве технических сотрудников и обслуживающего персонала граждан своих или других иностранных государств, въезд и регистрация которых осуществляется с разрешения Министерства иностранных дел Республики Таджикистан.

34. Технические сотрудники регистрируются в Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан и получают специальные удостоверения сроком действия до одного года, которые при соответствующих просьбах продлеваются. В случае утраты техническим сотрудником своего удостоверения соответствующий аккредитованный иностранный корреспондент обязан сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается в течение трех дней.

35. Технические сотрудники и обслуживающий персонал не могут заниматься журналистской деятельностью.

 

VII. Визовые вопросы и легализация пребывания

иностранных корреспондентов в Республике Таджикистан

 

35. Получившим согласие на аккредитацию иностранным корреспондентам въездные и выездные визы выдаются по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Таджикистан дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Таджикистан в соответствующих иностранных государствах в сроки, как правило, не превышающие одного месяца со дня поступления письменного обращения.

37. В случае временной замены постоянно аккредитованного иностранного корреспондента (на период отпуска, болезни, командировок за пределы Республики Таджикистан и т.п.) въездные и выездные визы иностранным корреспондентам, приезжающим на замену, выдаются в сроки, не превышающие, как правило, двух недель со дня поступления письменного обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Таджикистан в соответствующем иностранном государстве, либо непосредственно в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан.

38. Постоянно или временно аккредитованным корреспондентам средств массовой информации иностранных государств, с которыми Республика Таджикистан имеет соответствующие двусторонние соглашения или договоренности, независимо от их постоянного проживания, выдаются многократные въездные и выездные визы сроком на один год, если не имеется иной двусторонней договоренности.

39. По прибытии в Республику Таджикистан на срок работы, определенный руководством соответствующего средства массовой информации, иностранный корреспондент и члены его семьи обязаны зарегистрировать свои национальные паспорта в отделе виз и регистрации иностранных граждан Министерства внутренних дел Республики Таджикистан в течение трех дней, исключая выходные и праздничные дни. Регистрация проводится на срок аккредитации, который не может превышать срока действия национальных паспортов иностранного корреспондента и членов его семьи.

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В РОССИИ

политика, культура, искусство, общество, спорт, туризм, здравоохранение, трудоустройство, получение виз, выезд заграницу

123001, Москва, Гранатный пер. 13. (Метро Баррикадная)
Телефон: +7 (495) 690-38-46, 690-41-86, 690-61-02
Факс: +7 (495) 691-89-98, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПОСОЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

подпишитесь на новости:

Фотогалереи