В одном из изданий последних лет указан архитектор постройки - Шервуд. Но архивные документы подтверждающие его авторство, не обнаружены: проектные чертежи с поэтажными планами в архивном деле по данному домовладению и проектом фасада не подписаны. Вопрос об авторстве здания нуждаетея в специальном исследовании.
2-зтажный, на полуподвале, каменный объем поставлен с принятым для особняков отступом от красной линии улицы, что послужило ориентации пространства вокруг него. Объем здания окончательно сформировался в 1906 г, когда его продлили 1-этажной каменной пристройкой до боковой западной границы. При неправильной форме в плане, объем приобрел сильную вытянутость с запада на восток, что способствовало его фронтальной ориентапии.
Трактовка объема здания с его асимметричными членениями и разновысотными частями характерна для системы композиции модерна. Здесь нет узкого разделения на главное и второстепенное, нет центрально-осевого построения фасадов, каждый из которых важен и служит выразительности всего объема, предполагающего круговой обход.
При этом декор фасадов и интерьеров особняка выполнен в целом в формах классицирующей эклетики 2-й пол. ХIХ в. с активным использованием традиционных элементов ордерной системы колонн, пилястр, фронтонов, развитых карнизов. Они включена в архитектурные композиции отдельных частей здания и также украшают парадные помещения в свободно организованном внутреннем пространстве особняка, объем и декоративное оформление отражает планировочную структуру интерьеров.
В ее основе - расположенные по боковой оси и выделанные ризелитом парадного входа- вестебюль; ограниченный свободно стоящими колоннами центральный холл с повышенным уровнем пола и помещение с парадной лестницей на второй этаж, отмеченной эркером на дворовом фасаде.
Их оформление отличается наиболее насыщенным и нарядным декором с использованием разнообразных отделочных материалов, барельефов с грифонами в вестиблюле, широкого лепного фриза с листом аканта в орнаменте.
С западной стороны холл сообщается с двусветным парадным залом, который отмечен уступом фасадной стены вдоль переулка, украшен нарядной отделкой потолка с розетками, массивным карнизом на кронштейнах и барельефом во всю ширину зала на тему войны античных героев. Зал имеет выход на вторую междуэтажную лестницу, устроенную по оси дворового фасада.
С восточной стороны в холл выходит гостиная со срезанным углом на фасаде и изящной лепниной потолка. Жилые комнаты 2-го этажа, за исключением плоского однопрофильного карниза оформления не имеют. Очертания проема в холле 2-го этажа и лепнина с женской маской в его углах имеют характерный для модерна рисунок.
История развития домовладения
Данное домовладение (по Гранатному пер. 13) расположено в западной части квартала» занимает близкий к прямоугольному небольшой участок, выходящий & переулок своей продольной северной стороной.
В настоящее время он представляет собой основою часть исторического домовладения, постройка и границы которого были искажены в I920-e гг.
Первые сведения о данном участке относятся к 1752 г. Тогда он входил в состав церковной земли храма Св. Великомученика Георгия на Всполье, всмежестве с которой находился двор капрала Преображенского полка Ник. Алек. Леонтьева.
Очевидно, что Леонтьев получил часть церковной земли с изучаемым участком в аренду, так как по существующим сведениям был освобожден от арендной платы за нее за пожертвование белого камня на строительство нового храма.
На плане 1796 г. двор Леонтьева», к этому времени перешедший по наследству к его дочери - Елизавете Николаевне, значится "на церковной земле» из найму.
По первому графическому изображению западной части квартала (1798) деревянная, одноэтажная застройка двора Леонтьевой, ее масштаб и плановая организация характерны для большой московской городской усадьбы кон. ХVIII- нач. XIX вв.
Главный дом - в глубине обширного двора, за которым раскинулся сад, и два симметричных флигеля - по улице были ориентированы на Малую Никитскую.
По Гранатному (в то время Преезжему) переулку на месте изучаемого участка
располагалась хозяйственная зона усадьбы и часть ее сада.
Во время пожара 1812 г. усадьба сгорела. К 1820 г. из ее обширной территории
выделился в самостоятельное владение изучаемой участок, который в то время
значился "пуотопорожней землей колледского советника Михаила Ник. Наумова.
Он имел близкуЙ к прямоугольной вытянутую с востока на запад форму в плане.
Его границы оставались неизменны вплоть до 1920-х годов.
В 1826 г. участок принадлежал дьячку Георгиевской церкви Павлу Матвееву и был
застроен: деревянный одноэтажный главный дом по красной линия улицы, с сильно
выступающим ризалитом со стороны двора и деревянный сарай вдоль внутренней
границы соответствовали масштабу строений и организации пространства на соседних
небольших участках священноцерковно-служителей Георгиевского храма на Всполье.
Продолжительное время - с 1830-х до конца 1890-х гг. владение принадлежало потомкам (детям и внукам) протоирея Сергея Степановича Протопопова, находилось в одном роду Протопоповых-Ступишиных, что способствовало консервативности в развитии его застройки при бережном отношении к наследству.
К 1873 г., когда владение принадлежало жене надворного советника Елиз. Степ. Ступишиной (дочь протоиерея Протопопова) по переулку был выстроен еще один 1-этажный деревянный жилой дом.
По габаритам он был близок к существовавшему главному дому и поэтому, несмотря на постановку торцом к переулок, не воспринимался как его флигель.
Тогда же предполагалось построить третий жилой дом с западной стороны от главного (вероятно, для сдачи в наем), но проект осуществлен не был и здесь разбили сад.
Плановая композиция мелкомасштабной, разряженной застройки сохранялась до
конца XIX в. Два жилых дома формировали въезд во двор, ограниченный мелкими
хозяйственными службами по внутренней границе владения. Множество пристроек,
которыми "обросли" оба дома, в том числе - деревянные балконы с лестницами в
сад, придавали постройке камерный, живопсиный характер.
В конце XIX в. владение принадлежало жене московского купца Вильгельмине
Ивановне Рекк вся застройка была снесена и по проекту 1899 г. вновь возвели
комплекс зданий.
В центральной части владения с небольшим отступом от красной линии переулка был поставлен 2-этажный особняк. а по восточной боковой границе - конюшня с каретным сараем.
Композиция застройки сформировалась окончательно, когда в 1905-1906 гг. объем особняка продлили 1-этажной пристройкой до боковой западной границы, вдоль южной внутренней - поставили небольшую дворницкую и перестроили конюшню.
Все служебные строения находились в масштабном соподчинении и единой стилистической направленности (к формам эклектики) со данием обосняка. Вместе с ним они формировали небольшой двор., въезд на который со стороны улицы оформляла ограда с воротами. Иерархия в объемно-пространственном решении застройки, а также традиционное использование служб позволяют отнести владение к типу городской усадьбы.
В то же время умаление пространства двоа при отсутствии сонирования, габариты и архитектурная пластика особняка, объем которого занимает основную часть территории владения, расположен с отступом от красной линии улицы и рассчитан на круговой обход, являются новыми градостроительными принципами кон. XIX -нач. XX вв.
В 1920-е гг. службы былы приспособлены под жилье, присоеденены к соседнему владению и в 1930-е гг. надстроены, что разрушило композицию комплекса, сократив его участок.
Оценка
Особо ценный фрагмент историко-градостроительной среды квартала. Представляет собой основную частъ исторического домовладения типа городской усадьбы. Сохранил главный элемент архитектурного комплекса - здания особняка.
Композиционная целостность застройки домовладения утрачена в результате отчуждения и изменения габаритов двух ее элементов конюшни и каретного сарая.